Черное зеркало

Сериал «Черное зеркало» посмотрел на одном дыхании, впечатления очень сильные. Фильм снят англичанами, и, видимо, поэтому совершенно не укладывается в стандарты уже ставшего привычным американского кинематографа, который хотя тоже англоязычный, но почти всегда двигается по давно заезженной колее.

Сериал совсем небольшой, всего три серии – каждая продолжительностью меньше часа. Это и не серии даже, а три отдельных фильма с совершенно разными сюжетами, к тому же и снятые в разной стилистике. Фильмы объединяет лишь одна тема – деградация человека в мире развивающихся технологий.

Современные технологии настолько проникли в жизнь человека и общества, что мы порой даже не замечаем этого влияния, и делаем свой якобы независимый выбор, который, на самом деле, обусловлен не настоящими желаниями, не сердцем и не душой человека, а ставшим привычным и поэтому совершенно незаметным общественно-технологическим механизмом. Душа и любовь, честность и верность, забота и внимание – зачем все это нужно в современном мире, в котором все просчитано до последней минутки, до последнего винтика.

Как я уже сказал, «Черное зеркало» — фильм о том, что мы выбираем. В каждой серии кто-то делает выбор, и становится по-настоящему страшно, когда понимаешь, что выбор этот, хотя и неправильный с точки зрения человечности, является абсолютно нормальным и единственно правильным с точки зрения современного человека. Говоря простым языком сказки – зло выигрывает битву с добром, и это уже обыденность и норма.

Фильм первый. Как поступит человек, перед которым стоит выбор: можно спасти одну единственную жизнь, но ценой всеобщего позора, потери достоинства и чести в глазах окружающих — семьи, детей, родственников и всего остального мира; можно ничего не делать, но тогда умрет совершенно чужой тебе человек. Не буду рассказывать о том, какой выбор сделает герой фильма, но как оказалось, его выбор не имеет никакого значения – ведь технообщество, которое с нетерпением ожидало решения главного героя, тоже выбирало, и выбор всех остальных людей сделал поступок этого человека бессмысленным. Современный человек жесток уже легко и непринужденно, жесток привычно и обыденно. Главное в век технологий – только я и моё удовольствие.

Фильм второй. И снова выбор. Простая история. Она и он. Они неожиданно встретились и родилась любовь, и появилась надежда. Увы, напрасная. Любви и надежде, доброте и состраданию, искренности и вере теперь уже нет места в этом мире. Мы, ускоряясь, крутим педали, мы спешим выстроить только собственную жизнь, нам не нужна любовь, с которой жить бывает очень трудно, и которая мешает двигаться к своей большим и важным целям: заработать и купить автомобиль, заработать и купить квартиру, заработать и подняться еще на одну ступеньку выше – если не в глазах окружающих, то хотя бы в своих собственных. А любовь – обуза, да и нет уже любви, по сути. Есть лишь потребности, физиологические и поэтому очень реальные. А потребности можно удовлетворить – и сделать это очень просто, не прилагая особых усилий. И получить при этом чистое незапятнанное любовью и прочими древними анахронизмами удовольствие. Ведь главное в наше время – только я и моё удовольствие, которое и стало целью жизни.

Фильм третий. Тоже о любви. И о том, как на самом деле легко предать любовь. Быть однолюбом в современном мире скучно. И любовь – это блеф. Это как поход в театр на плохой спектакль. Вы тратите кучу денег, чтобы испортить себе весь вечер. А когда вас спрашивают, понравилось ли вам, вы оба отвечаете: да! Жить с человеком и общаться друг с другом до конца своих дней – тоска зеленая. Попытки сохранить любовь – пустое занятие. Зачем чинить сломавшуюся вещь? Прогресс подразумевает, что поломанную вещь нужно выбросить, и купить себе новую. Ведь главное в век технологий – только я и моё удовольствие.

Вот такое зеркало. Черное. И честное – отражает то, что есть на самом деле.