О детях и придуманном мире
Дети. Очень скользкая тема – ведь в современном обществе есть некоторые вопросы, обсуждать которые просто не принято. И даже опасно. Не вписавшись в давно ставшими привычными установки, можно прослыть маргиналом, или даже того хуже – врагом государства и общества, замахнувшимся на незыблемые святыни.
Высказывая свое мнение по поводу некоторых проблем, связанные с воспитанием детей, мы переступаем через невидимую границу, и нарушаем какие-то запреты. А ведь многие, сложившиеся в силу традиций «табу» давно утратили свою актуальность, и порой мешают нам жить. Хуже того – они мешают жить и нашим детям.
Наверное, каждый слышал уже ставшие расхожими и приевшимися слова о том, что «дети – это цветы жизни», это «наше будущее». В чем смысл этих утверждений? Что мы вкладываем в эти слова?
Мне уже много лет, и у меня взрослые (или почти взрослые) дети. Дети очень быстро растут и скоро неминуемо вступят в мир, в котором им придется как-то жить. А сейчас они, как и все дети, живут в мире, который не настоящий, а придуманный. Этот мир для детей придумали мы, взрослые – для того, чтобы у детей некоторое время была возможность оставаться детьми (ага, тавтология).
Наступит время, когда каждому родителю нужно будет рассказать о том, другом мире: о мире, в котором живут взрослые – о мире, в котором скоро будут жить дети.
О каком мире нужно рассказывать детям? О том, который присутствует в детских мечтах? Или о другом, настоящем, который их ожидает в недалеком уже будущем?
Может быть, рассказать им о мире, в котором мне самому бы хотелось жить и работать? Но ведь этот мир нереален и станет реальным очень не скоро. Во всяком случае, он не возникнет до тех пор, пока не будет создана теория и практика воспитания, способная превращать любого человеческого детеныша в творческую личность. Увы, но общество, в котором живут мои дети, пока не способно создать такую теорию, а государство пока не заинтересовано в появлении таких людей.
Я хочу учить детей ценить превыше всего дружбу, любовь и работу – но понимаю, что с такими установками им будет очень тяжело выжить в современном обществе. Есть, конечно, другой путь – научить детей быть циниками и уродами. У таких детей в недалеком будущем будет больше шансов стать «успешными» людьми – если рассматривать успешность человека с точки зрения современного практического бесстрастного (или, точнее – безэмоционального) подхода к критериям успешности.
Так какой же выход? Что ждет наших детей в реальном непридуманном мире? Кем они станут.
Я не знаю ответов на эти вопросы.
Я
04.11.2010 @ 13:53
«Я хочу учить детей ценить превыше всего дружбу, любовь и работу – но понимаю, что с такими установками им будет очень тяжело выжить в современном обществе. Есть, конечно, другой путь – научить детей быть циниками и уродами. У таких детей в недалеком будущем будет больше шансов стать «успешными» людьми – если рассматривать успешность человека с точки зрения современного практического бесстрастного (или, точнее – безэмоционального) подхода к критериям успешности.»
Шансов, может быть, и больше, не знаю… НО! Среди моих друзей и знакомых очень много примеров того, что чтобы быть успешным в некотором роде, совсем не обязательно быть «циником и уродом».. Конечно, они не владельцы заводов и пароходов, но имеют любимое дело, здоровых детей, крепкую семью, возможность жить счастливо и ездить отдыхать за рубежом. Меня в свое время родители воспитывали на принципах Справедливости, Любви и Дружбы. И, живя в этом нашем реальном мире, я ничуть от этого не страдаю. Сейчас у меня самой 3 детей, и я стараюсь воспитывать их так же. Придет время, и они сами выберут свою дорогу: темную или светлую… Пусть дети будут детьми. Пусть они будут счастливы. Мне плохо, когда я вижу распивающих водку 13-летних подростков. Они познали нашу реальность, но я не думаю, что от этого они буду успешнее.
Бес Араб
04.11.2010 @ 14:07
@ Я:
Пусть дети будут детьми. Пусть они будут счастливы.
К сожалению, многие нынешние «современные» дети имеют вполне определенное представление о счастье. И это представление сформировалось под влиянием того, что они видят вокруг. Родители могут воспитывать правильно, но ребенок видит, что происходящее несколько не согласуется с родительскими установками. Принцип «хочешь жить — умей вертеться» становится основным. И наше государство (не страна, не общество, а именно государство в лице власти и чиновников), как это ни странно, всячески поддерживает этот принцип — своими действиями и поступками.