Неприкасаемые
Как пояснил Андрей Михайлович Сафонов, сейчас депутатами «решаются первоочередные задачи, связанные с принятием наиважнейших инициатив». И вот Верховным Советом ПМР был принят Конституционный закон «О внесении изменения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики», который вступит в силу 1 марта 2017 года.
Теперь, после внесения изменений, пункт 3 статьи 68 Конституции Приднестровья выглядит так (полужирным шрифтом выделены свежие дополнения; зачеркнута норма, которая исключена):
Депутат Верховного Совета не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или принятое в процессе депутатской деятельности решение, а также за совершение иных действий по осуществлению депутатской деятельности.
Депутат Верховного Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, а также по истечении срока депутатских полномочий за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий депутата Верховного Совета, связанные с осуществлением депутатской деятельности. Без согласия Верховного Совета он не может быть задержан, заключен под стражу, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Приднестровской Молдавской Республики для обеспечения безопасности других людей.
Депутат Верховного Совета не может быть допрошен об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его депутатских обязанностей, без согласия Верховного Совета.
Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Верховного Совета решается Верховным Советом по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики.В случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий депутата Верховного Совета, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административному правонарушению для передачи дела в суд необходимо согласие Верховного Совета.
Понятна суть изменений? Если не понятна, то я коротко поясню основные моменты — не все, но только основные.
Момент первый. Раньше депутат Верховного Совета ПМР обладал неприкосновенностью только в течение срока его депутатских полномочий. Теперь же в отношении деятельности, связанной с депутатской деятельностью, он неприкосновенен и по истечении его депутатского срока — то есть пожизненно.
Момент второй. Раньше депутат не мог быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им мнение или принятое в процессе депутатской деятельности решение. Теперь он защищен даже в случае незаконных действий, никак не связанных с депутатской деятельностью.
Как эти два момента согласуются с конституционной нормой о том, что «все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения», я не знаю. Нужно спросить у самих депутатов — уверен, они смогут объяснить.
Момент третий. Теперь без согласия Верховного Совета депутат не может быть быть допрошен об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его депутатских обязанностей. Очень странно — если эти обстоятельства не составляют государственную тайну, то почему депутат не может быть допрошен? С чего это вдруг, господа депутаты (и дамы)?
Я проникся. Надо понимать, депутаты воплотили в жизнь первоочередную наиважнейшую задачу — обеспечили себе практически полную неприкосновенность.
P.S. Для справки: в России члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью только в течение срока их полномочий — и точка.