Творчество
Я никогда не задумывался над смыслом понятия «творчество». Казалось, я как будто всегда понимал, что это, и никогда не пытался ответить на вопрос: «Собственно, что это такое – творчество?».
Словари определяют творчество как психический процесс создания новых ценностей. То есть это деятельность. Деятельность, в результате которой появляются новые материальные и духовные ценности.
Я никогда не считал себя человеком деятельным. Я никогда не считал себя творческим человеком. Хотя, вспоминая уже далекое детство, прихожу к выводу – а ведь в детстве я творил! Я творил: сочинял потешные стихи, высмеивая в них одноклассников; писал фантастические рассказы, главным положительным героем которых всегда был я сам; изобретал летающую тарелку и машину времени; рисовал красками и лепил что-то из пластилина.
Желание творить вновь проснулось во мне совсем недавно, и, честно говоря, я даже не знаю, чем это объяснить. Говорят, что творчество обязательно связано с наличием у человека каких-то особенных способностей, знаний и умений, мотивов. Обязательно должно присутствовать воображение – творческое.
Способности? Есть ли у меня способность творить, придумывать и созидать что-то новое и интересное? Оказывается, есть. Способности появились или, точнее, проявились после того, как возникло само желание творить. Как ни пошло это звучит, но главное в любом деле – это желание делать это дело и, в конце концов, добиться цели. Есть желание? Тогда обязательно проявятся и способности, которыми обладает каждый человек – но они спят до той поры, пока их не разбудишь.
Знания и умения? Тут все просто – учиться никогда не поздно. Если есть желание и есть цели, тогда появятся и знания. Правда, возникнут они не сами по себе, приходится прилагать определенные усилия. Главное, чтобы был интерес – тогда учеба будет даваться легко.
Мотивы творчества? Как ни странно, но основной мотив у меня один – желание познать себя и понять, на что я способен. На место Сократа я не претендую, но все-таки считаю, что самопознание – это и есть смысл жизни человека.
Творческое воображение в последнее время проявляется особенно интенсивно. Можно сказать, что сейчас я нахожусь в состоянии творческой истерики. Я буквально брызжу идеями и уже вынужден говорить себе: «Э-ге-гей! Притормози! Остановись и подумай – как реализовать ту или иную идею наиболее толково, оптимально и разумно? Не спеши!».
Я где-то слышал, что для мужчины творчество всегда связано с его сексуальностью, с потенцией. Не могу судить, верно это или нет, но некоторые психологи утверждают, что через творчество мужчина подсознательно проявляет свои нереализованные сексуальные желания, которых у каждого из нас ох как много! Сексуальный потенциал сублимируется в творческий. Что-то в этом есть, хотя с потенцией и желаниями у меня все вроде как нормально. Однако черт его знает, что на самом деле в этом подсознании может происходить.
В завершении хочу отметить, что творить – это здорово! Любая работа должна быть обязательно творческой – желанной и любимой. А иначе – нет удовольствия, нет удовлетворения, нет счастья. Поэтому – всегда творите, друзья!
tarasco
13.04.2011 @ 09:41
Доброе утро!))
На счет потенции… Помнишь песню, которую мы собираемся исполнить?? Я ведь не зря напросился, нужно сублимировать срочно кое-что))))
Бес Араб
13.04.2011 @ 09:44
tarasco пишет:
Если очень срочно, то бог тебе в помощь, ну и … правая рука 🙂
tarasco
13.04.2011 @ 09:50
Бес Араб пишет:
Если очень срочно, то бог тебе в помощь, ну и … правая рука 🙂
Так , спокойно!!!! Мне петь охота!!! )) Или как поется в известной песне: «А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!»
Так что приберегу руки для других занятий)
Бабайка
13.04.2011 @ 10:05
Хм! Удивил!
И тебе — доброго утра…!
Бес Араб
13.04.2011 @ 10:13
Бабайка пишет:
Рано ты сегодня проснулась 🙂
Оленька
13.04.2011 @ 11:31
мдя. всё верно. и достаточно лаконично написано. талант! 🙂
Бес Араб
13.04.2011 @ 11:34
@ Оленька:
Талантище! 🙂
Оленька
13.04.2011 @ 11:55
Бес Араб пишет:
эге-гей! :))
tarasco
13.04.2011 @ 13:36
Оленька пишет:
эге-гей! :))
Не, он не гей))))
Оленька
13.04.2011 @ 14:55
tarasco пишет:
блин, 🙂 я знаю
Ольга
15.04.2011 @ 15:48
Из исследований творчества:
— Творчество — это развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие
деятельности) .
— «Деятельность является творческой, когда направлена на достижение гуманистической ценности и предпринята в условиях недостаточности средств (преодоление недостатка средств)» — оказывается, недостаток средств «заложен в бюджет» творчества :))
***
Анализ развития творческих личностей.
Работа проводилась в рамках исследований Международной Ассоциации «ТРИЗ» по теории разви-тия талантливой личности(ТЛ). Целью данной работы является попытка выявления механизма выбора достойной цели(ДЦ) конкретными ТЛ на основе сведений из их биографий.
Результатом анализа биографий и автобиографий порядка 100 ТЛ явилось следующее:
1. Формирование направления к конкретной ДЦ начинается у ТЛ-ребенка при взаимодействии с воспитателем-наставником.
2. Формированию ДЦ часто способствует встреча ТЛ с событием — «чудом».
3. Основой механизма формирования конкретной ДЦ, возможно, является неоднократное повто-рение цикла взаимодействия: ТЛ — наставник — «чудо»:
1-й этап — формирование «веры в чудо» (или установки или подводки к выбору ДЦ), предполо-жительно до 10-11 лет;
2-й этап — приближение к границе познания;
3-й и послед. этапы — выбор ДЦ-1, приближение к ДЦ-2, ДЦ-3 и т.д.
4. Возможны следующие варианты взаимодействия наставника с ТЛ:
а) Выявление естественных наклонностей у ребенка наставником посредством наблюдения за его интересами и дальнейшее их развитие;
б) Как бы искусственное формирование интересов ребенка наставником посредством спе-циальной системы воспитания.
5. Наставник должен удовлетворять следующим требованиям:
на первом этапе: обладать высокой нравственностью, в том числе (как минимум)
o обладать талантливым, творческим мироощущением,
o взаимоотношения с воспитанником строить на основе товарищества и любви,
o признавать и обеспечивать свободу развития ребенка,
на втором этапе дополнительно:
o самому быть творцом конкретных знаний.
6. Средства формирования ТЛ на 1 и 2 этапах:
o общение с природой, людьми;
o общение с культурой (фольклором, религией, литературой, искусством;
o возможность самостоятельной «взрослой» деятельности.
7. Событием-«чудом» может явиться следующее:
o природные явления;
o рассказы, беседы, лекции ТЛ;
o книги, статьи ТЛ;
o научные опыты;
o результаты самостоятельной деятельности.
8. «Чудо» должно удовлетворять следующим требованиям:
на первом этапе:
o необычность, таинственность,
o «всамделишность»;
на втором этапе дополнительно:
o близость к границе познания,
o системность ряда «чудес».
9. Особое место среди чудесных событий занимает, во-видимому, осознание, а затем и отыскание взаимосвязи явлений, событий, поступков.
Этому часто способствуют такие книги, как: Библия; классификаторы растений; геометрия Евклида;
а также такая самостоятельная деятельность, как коллекционирование всевозможных наблюдений, сведений, знаний и дальнейшая их системати-зация.
10. Приемы, усиливающие процесс формирования ДЦ:
o аналогия с другими областями;
o «запретный плод»;
o трагедия;
o временная уединенность.
11. Становление ТЛ можно считать законченным, если она обрела ДЦ и минимальное количество КТЛ, необходимых для самостоятельного достижения этой цели.
12. Возможно, механизм выбора ДЦ может быть положен в основу концепции непрерывного вос-питания личности.
Ольга
15.04.2011 @ 16:00
Букв много, но если читать «по диагонали» — может не все так страшно :))
к п.2 — «со времен Великих технических революций религиозно-духовная вера в Чудо постепенно уступала место в душе человека мощной и прагматичной вере в науку и технику, в техническое преобразование жизни. Эта вера привела человечество к неуправляемым экологическим последствиям, к подмене подлинных ценностей и смысла жизни культом вещей и наслаждений»
к пп.4,5 — «Кроме талантливости и любви эти воспитатели имеют еще одно бесценное качество: они признают свободу развития своего маленького друга и обеспечивают ее методами своего воспитания. Принципом воспитания матери Шлимана был: дети лучше всего воспитывают себя сами».
Наряду с экологией природы должна появиться экология одаренности, экология духовных, интеллектуальных способностей человека. Это трудная и широкомасштабная задача, включающая в себя следующие аспекты:
— соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интере-сов кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования);
— соответствующая подготовка учителей, подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами;
— медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми. Многие заболевания особенно так называемые психосоматические у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто;
— и конечно одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки не только психологии и педагогики, но и генетики и эндокринологии.