Радиоактивные материалы хранились в библиотеке Тирасполя?
Как-то пропустил я эту новость. «Новый Регион» еще 5 апреля сообщил:
Из Приднестровья в пятницу было вывезено более 150 источников ионизирующего излучения, которые будут утилизированы в соответствии с международными нормами. Мероприятие прошло при содействии миссии ОБСЕ в РМ.
Как сообщили «Новому Регион» в пресс-службе миссии, вывезенные источники ионизирующего излучения – устаревшее оборудование и механизмы – хранились в тираспольской городской библиотеке и на госпредприятии «Днестрэнерго».
NR2.ru: http://www.nr2.ru/pmr/432803.html
Я правильно понял — радиоактивные материалы хранились в центральной библиотеке Тирасполя? В центре города? В общественном месте, куда часто приходят дети?
А почему не в министерстве здравоохранения?
jkus
11.04.2013 @ 17:46
Скорее всего имелись ввиду противопожарные датчики задымления. В советские времена в них датчик содержал радиоактивные элементы.
Бес Араб
11.04.2013 @ 19:50
@ jkus:
Нет, источники радиации другие.
Максим
12.04.2013 @ 16:06
@ Бес Араб:
Вы поведаете нам достоверную информацию о том, какие это были источники?
Или подождёте пока мы попросим? 🙂
Бес Араб
12.04.2013 @ 20:10
Максим пишет:
Я не знаю. СМИ пишут буквально следующее: были вывезены «опасные радиоактивные вещества». Под датчики заземления как-то «не канает».
Судя по вашему ехидному комментарию, вам известна достоверная информация. Может быть, вы поведаете её нам?
Александр
03.06.2013 @ 10:08
Это датчики задымления. На них всегда значок радиации стоит. Во всех библиотеках крупных раньше они стояли, в том числе и в Бендерах. Я думаю не стоит преувеличивать и раздувать страх.
Бес Араб
03.06.2013 @ 12:17
Александр пишет:
Если они безопасны, зачем их вывозить и утилизировать под контролем зарубежных инстанций? Валялись бы в библиотеке, и вопросов бы не было.
Александр
04.06.2013 @ 09:02
@ Бес Араб:
Я не говорил что они безопасны. Я написал что на них значок радиации. Если я не ошибаюсь, то в датчиках изотоп «Америций-241». Поэтому и вывозят под контролем.
Бес Араб
04.06.2013 @ 09:35
@ Александр:
Так о чём спор в таком случае? Опасные радиоактивные материалы хранились в центральной библиотеке Тирасполя. Это факт.
Александр
04.06.2013 @ 10:29
@ Бес Араб:
Я вижу в технике Вы мало понимаете. Если эти датчики не разбирать, то они не опасны. Поэтому их устанавливали в библиотеках. Устанавливали еще в советские времена и они соответствовали всем нормам безопасности. И так как срок уже вышел, то их нужно утилизировать. Понятно что утилизировать в мусор нельзя, так как кто-то может разобрать их и тогда радиация будет уже опасна. Поэтому эти датчики необходимо утилизировать под контролем. Так как у ПМР нет своих полигонов захоронения радиоактивных веществ, то поэтому и вывозят их под контролем международных организаций. Я надеюсь смог объяснить более менее понятно.
А по поводу опасных веществ, что они хранились в библиотеке, так, извините, с вашим подходом я могу сказать что-то типа: «В нескольких аптеках Приднестровья обнаружена ртуть!». При этом никто не скажет что ртуть находится в градусниках, а страх уже навеяли. Я называю это необъективным представлением событий. Я надеюсь что помог обратить Ваше внимание на большую объективность, потому что радиоактивные материалы есть в специальных датчиках в больницах, научных лабораториях и в других местах. Главное чтобы они были не в опасной открытой форме. С уважением к Вам.
Бес Араб
04.06.2013 @ 16:16
@ Александр:
Спасибо за развернутый ответ. Тем более непонятно, почему эти совершенно безопасные предметы не поместили на хранение в минздрав?
Александр
04.06.2013 @ 16:34
@ Бес Араб:
Просто это датчики, которые на потолке библиотеки прикреплены. В случае пожара они срабатывают. Раньше, во времена СССР, эти датчики содержали радиоизотоп. Современные уже не содержат. Их сняли видимо и вывезли. Поэтому и написали что из библиотеки вывезли радиоактивные материалы (датчики с такими материалами). В библиотеке таких датчиков может быть с сотню я думаю точно. По крайней мере в бендерской библиотеке их было много. Поэтому их сразу из места эксплуатации и увезли в утиль я так думаю. В принципе это вполне логично, нежели складировать их где-то и наживать себе проблемы с обеспечением охраны этих датчиков.
Катюша
04.06.2013 @ 16:34
@ Бес Араб:
а чего их возить туда-сюда, если б их в Минздрав или в СЭС отправили, они б там еще 20 лет лежали.
Александр
05.06.2013 @ 11:01
Кстати, советские датчики могли также использовать в качестве источника ионизации радиоизотоп «Плутоний-239» и «Плутоний-241», помимо «Америция-241». Эдакий набор радиоизотопов. Я глянул модели, которые выпускались, и одна из моделей РИД-1 очень похожа на датчики, которые были в бендерской библиотеке. В этих датчиках как раз такой набор радиоизотопов. В интернете есть замеры дозиметром этих датчиков до разбора и после разбора. В результате до разбора датчик фонит на уровне 5.6 микрозиверт/час, в то время как разобранный датчик фонил на уровне от 5 до 12 милизиверт/час, т.е. в несколько тысяч раз больше. Замеры производились «впритык» дозиметром, и поэтому на расстоянии потолка уже другие, меньшие результаты. В любом случае норма на человека естественного фона не более 10 милизиверт/год. Предельная доза облучения без ущерба для здоровья считается 50 милизиверт/год. Т.е. в собранном виде этот датчик как раз обеспечивает 49 милизиверт в год. Учитывая что в библиотеке люди не круглые сутки находятся, то тем более все в порядке. В разобранном же виде 150 таких датчиков были бы крайне опасны, особенно если их собрать все вместе.
Для примера подсчитаем не разобранные датчики: 150 шт х 5.6 микрозиверт/час х 24 часа х 365 дней = 8 зиверт/год. Т.е. по 20 милизиверт в день. При таком раскладе у этой кучи не разобранных датчиков можно было бы находиться не более 2.5 суток в году без риска для здоровья. Чтобы развилась лучевая болезнь (с вероятностью 50%), нам понадобилось бы находиться 35-50 суток в году рядом со складом с этими датчиками.
Если гипотетически предположить, что эти датчики мы разобрали и выставили в одном месте, то вот какая опасность нам грозила бы:
— Нам понадобилось бы часов 15-20 простоять возле этой кучи и через 1-5 дней «сыграть в ящик» от повреждения нервной системы (доза 15 зиверт и выше).
— Даже если бы человек простоял у этой кучи 3-4 часа, то он умер бы через 30-60 дней от повреждения костного мозга.
— Всего 1 часа хватило бы чтобы с вероятностью 50% развилась лучевая болезнь.
— И уже 5-15 минут хватило бы чтобы возник риск заболевания раком.
Для себя делаем вывод, что в библиотеке они не опасны если не разобраны и висят под потолком, а уже на складе где одновременно хранится 150 штук демонтированных датчиков возникают сложности с хранением (нужно как минимум 2-4 комнаты с толстыми стенами для хранения по 40-50 шт в комнате, и не собирать вместе все 150 датчиков, а также как минимум раз в пол-года менять людей на охране на новых, если охрана часто заходит на склад).
Мы всегда живем с опасными предметами бок о бок. Но главное правильно обращаться с такими предметами и не допускать бесконтрольного необдуманного разбора. Ведь даже ртутный термометр для измерения температуры ребенка может стать очень опасным, если его разбить и не убрать ртуть. Мы уже даже не задумываемся о том, что мы со всех сторон опутаны проводами на 220 вольт. А ведь удар тока из розетки также может быть смертельно опасен.
Именно поэтому эти датчики вывозили под контролем специальных зарубежных организаций, которые имеют специальное оборудование и тару. И хорошо что эти старые датчики вывезли. Сейчас уже применяются датчики без источников ионизации. Надеюсь я смог объяснить подробно и понятно.
Бес Араб
05.06.2013 @ 12:53
Александр пишет:
Да, спасибо. На самом деле интересно.