ПМР и газовый кризис
В Приднестровье газовый кризис ощущался особенно остро – у нас нет собственных запасов газа, и очень мало других источников энергии.
Без газа, тепла и горячей воды остались многие населенные пункты Приднестровья: холодные квартиры и дома, неработающие предприятия, опустевшие школы и детские сады. Было очень холодно – все прелести газовой войны я испытал на своей шкуре. Ситуация усугублялась тем, что часто отключалось электричество – население пыталось обогреваться электроприборами, и сети не справлялись с возросшей нагрузкой.
Сейчас уже все закончилось, в квартире тепло, в кранах появилась горячая вода. Можно делать какие-то выводы и принимать решения.
Впрочем, делать выводы и принимать решения должны соответствующие и компетентные государственные органы (если таковые в Приднестровье найдутся). А я могу лишь поразмышлять на тему.
Приднестровье нельзя назвать самодостаточным государством. Мы не обеспечены энергией и совершенно не подготовлены к каким-либо форс-мажорным обстоятельствам. И дело не только в газе, ведь недавние засуха и наводнение тоже преподнесли Приднестровью хорошие уроки.
А было ли это уроком? Мы начали восстанавливать мелиорацию? Мы стали ремонтировать дамбы? Мы будем строить газохранилища, и делать запасы альтернативного топлива (мазута, угля, дров и т.д.)? Не знаю. Не уверен, что на все это есть деньги. Возможно, в очередной раз поможет Россия, но это совсем не выход и тем более не решение вопроса о самодостаточности.
Странно, что мы хватаемся за головы и начинаем что-то делать только после того, как все уже случилось. Ведь цель любого государства – защитить своих граждан и не допустить беды. Мы же только боремся с последствиями, и то не всегда.
После всех бедствий, обрушившихся на Приднестровье (обледенение, засуха, наводнение, отсутствие газа) в будущем можно ожидать чего угодно. Например, полной экономической блокады со стороны ближайших «друзей»-соседей, Молдовы и Украины. Предпосылки к этому уже есть, и если такая блокада случится, возникнет вопрос: а что мы будем кушать? Население Приднестровья потребляет в основном импортные продукты питания, и наше сельское хозяйство неспособно обеспечить продуктами жителей республики.
Считаете, что такое развитие событий невозможно? А я после газового кризиса уже ни в чем не уверен. Тем более что в последнее время Кишинев и Киев все чаще проводят совместные консультации по приднестровскому вопросу.
И, все-таки, вопрос: что мы будем есть?