Бес, Светлана Солянкина, Затока, Одесса, Советская Молдавия и «Охотники за бриллиантами»
Вчера на первом канале состоялась премьера нового российского телесериала «Охотники за бриллиантами» — показали первую серию. Сериал я уже посмотрел, фильм еще пару месяцев назад был показан по украинским телеканалам. Кстати, это как-то странно, что в последние годы многие российские сериалы вначале показывают на Украине, и только потом – по российским каналам. А некоторые российские телефильмы (например «Меч», «Игра», «Шахта») после проката на украинском телевидении, насколько мне известно, в России так и не показали. Действительно, странно.
Телефильм «Охотники за бриллиантами» основан на реальных фактах. Действительно, в 1980 году произошло ограбление квартиры вдовы писателя «красного графа» Алексея Толстого, автора «Приключений Буратино», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина» и любимой мной повести «Гадюка». Главный положительный герой, работник МУРа Шахов (Алексей Серебряков) выходит на след воров и вынужден влезть в дела так называемой «бриллиантовой мафии» — в событиях замешаны самые высокопоставленные советские чиновники.
Фильм получился очень неплохой. Серебряков, Евгений Миронов в роли Борис Буряце, Петр Федоров – Бес, Марина Аронова – дочь Брежнева Галина, типажи получились отличные.
В сериале играет известная в Приднестровье Светлана Солянкина – она предстала в образе типичной одесситки Розы Валентиновны. Мне показалось, что этой типичностью авторы фильма переборщили, получилась женщина из одесских анекдотов или из зарисовок Жванецкого. Впрочем, у Солянкиной все кинороли совершенно одинаковые. «Три дня в Одессе», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Игра мимо нот» — женщина из одесского дворика: «да что ви говорите?» 🙂
Фильм, повторюсь, понравился, однако в ходе просмотра бросились в глаза несколько моментов, на мой взгляд, не совсем соответствующих реалиям того времени, да современности тоже.
Первое. В 1980 году милиционеры, даже патрульные, не ходили по городским улицам с автоматами. В Москве не ходили, и в Армении тоже.
Второе. В 1980 году не было джинсов-варёнок. Они появились значительно позже, с началом перестройки.
Третье. Опять же, утрированный образ Одессы и одесских жителей. Одесские дворики и коммуналки – и никаких других зданий и строений, анекдотичные одесситы все как один изъясняются афоризмами.
Четвертое. Армянские милиционеры устраивают облаву на приехавших в командировку из Москвы работников МУРа, преследуют муровцев, стреляют в них из автоматов. И все это им сходит с рук, не проводится даже никакого расследования по этому вопиющему во времена СССР случаю. Создатели сериала явно ангажированы по отношению к советскому прошлому, порой это очень заметно.
Был еще один непонятный момент. Вор Алексей Бессонов (Бес) пытается уехать из Союза, садится в Одессе на теплоход, направляющийся в Грецию. Муровцы узнают об этом в последний момент и вместе с одесскими милиционерами пытаются как-то задержать преступника. Один из милиционеров говорит что-то вроде: «Ничего, мы перехватим теплоход в Затоке». Садятся в машину и гонят в Затоку. Зачем теплоходу, направляющемуся в Грецию, плыть в Затоку? Но далее ситуация становится еще более непонятной. В Затоке теплоход заплывает из моря в Днестровский лиман, проходя под разводным мостом. Жители Приднестровья наверняка знают этот мост, проходящий как раз через ту самую затоку – место, где река Днестр впадает в Черное море. Как теплоход, плывя вверх по течению Днестра, попал бы в Грецию, для меня осталось загадкой 🙂
Кстати, рекомендую к просмотру художественный фильм, все действие которого происходит в Затоке – «Атлантида» с Дмитрием Харатьяном в главной роли. Лет десять назад я отдыхал в Затоке и видел, как снималось кино. Это было небольшое отступление от темы 🙂
Еще несколько слов по поводу реальности событий, показанных в сериале. События действительно имели место. У вдовы Алексея Толстого были похищены драгоценности, в том числе та самая брошь «Королевская лилия», вокруг которой разворачивается действие. Только вора звали не Анатолий Бессонов (кличка «Бес»), а Анатолий Бец, и был он не одесситом, а уроженцем и жителем славного города Кишинева, фактически нашим земляком. Бец был знаменитым в те времена жуликом, и прославился не только похищением драгоценностей Толстого, но и другими неприглядными делами.
Беца несколько раз ловили, но ему удавалось бежать из под стражи. Один из побегов, показанных в фильме, на самом деле произошел не в Одессе, а в Кишиневе. Бец бежал из гостиницы «Молдова», куда его привезли на какое-то опознание или на следственный эксперимент.
В Кишиневе был еще один интересный случай, связанный с именем Беца. По делам службы местные оперативники прослушивали чьи-то разговоры, и в одном разговоре прошла информация о стрелке, которую Бец набил с какими-то другими ворами.
Была организована засада, в которой участвовал тогдашний «спецназ» — в те времена не было подразделений спецназначения, но на подобные задания снаряжали оперов-спортсменов, владеющих приемами самообороны, «каратистов», проще говоря.
Бец слыл очень опасным преступником, поэтому был приказ при задержании действовать жестко. Во время задержания один из «спецназовцев»-каратистов показал свое искусство, и Бец… был убит.
Но позже оказалось, что убит был не Бец, его вообще не было и не должно было быть на встрече. В прослушанном телефонном разговоре речь шла не о Беце, а о другом местном жулике, у которого была кличка Бест.
Позже Беца все-таки убили. Его искали по всему Союзу, и работникам милиции был отдан неофициальный приказ в случае обнаружения преступника не задерживать его, а стрелять на поражение. В фильме показано, что милиционеры преследовали автомобиль Беса вдоль берега моря в окрестностях Одессы, а потом он «красиво» принял смерть от пули в морском прибое.
В реальности все было несколько не так. Бец прятался в Азербайджане. Бакинские воры получили от органов предложение сдать Беца в обмен на поблажки со стороны правоохранителей. Бец пытался бежать в Грузию, его вывозили туда в багажнике автомобиля. Милиционеры получили информацию об этом, и, даже не приступая к осмотру машины, стали стрелять в упор по багажнику. Бец был убит.
Подробней о Бесе, Анатолии Беце, можно прочитать тут: «Охотник за бриллиантами», или посмотреть 13 и 14 выпуски документально сериала «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.
В завершении еще раз отмечу, что сериал мне понравился – качественный детектив с очень интересным сюжетом, снятый на основе реальных событий, часть которых на самом деле происходила в Молдавии. Ставлю твердую четверку.
poronok
04.10.2011 @ 11:29
А я переключил на «Крепкий орешек» , вот до сих пор не пойму зачем нужно было «болгаркой» распиливать замок стеклянной двери, когда проще было разбить стекло и вломиться в здание.
Бес Араб
04.10.2011 @ 11:31
poronok пишет:
Что было тихо… :)))
lyona
04.10.2011 @ 15:16
Про Днестр и Грецию аж самой интересно стало ))
А варенки… по-моему в 80х они как раз и начали появляться.
---
04.10.2011 @ 16:14
«мы одинаково переживаем за ваш рояль»
любимый фильм «Игра мимо нот», раз 30 смотрел, а вот
слото что там Солянкина и не заметил (не фанат ее передач по ТСВ) , есть повод пересмотреть:)Бес Араб
04.10.2011 @ 16:33
lyona пишет:
Во второй половине. В 80-м году их точно не было, даже в проекте 🙂
Владими
04.10.2011 @ 21:53
Посмотрел несколько минут фильма. Бросилось в глаза:
1. Милицейский «Москвич» — великая редкость, менты на них практически не ездили.
2. Фонарные столбы не красили, тем более — голубой краской.
3. Бордюры не красили.
4. Железнодорожные платформы повагонно не размечались.
Бес Араб
05.10.2011 @ 08:30
Владими пишет:
Бордюры красили, и москвичей милицейских было огромное количество 🙂
Владими
05.10.2011 @ 09:39
В конце 70-х? Не помню.
По Москве милицейские машины помню только «копейки» и «Волги». Позднее — «шестерки».
Судя по фильмам, москвичей милицейских было огромное количество в более раннее время более ранних моделей.
А крашеные бордюры в конце 80-х у меня вызывали удивление.
Надо будет посмотреть фильмы того периода.
Владими
05.10.2011 @ 09:58
Вот что нашел:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%EB%E8%F6%E8%FF
---
05.10.2011 @ 10:03
1986год
http://youtu.be/GBMuOaEgOdQ?t=20m6s
там на 21мин12сек кому то доставлют супы из ла-столовой😉фильм интересный
Владими
05.10.2011 @ 10:50
Суперская ссылка! Спасибо!
Кстати, бордюры впечатления крашеных не производят.
Бес Араб
05.10.2011 @ 12:04
— пишет:
Действительно отличная ссылка. Надо будет фильм найти и посмотреть.
---
05.10.2011 @ 21:07
@ Бес Араб:
найти и перепрятать 🙂
bit.ly/oBQsf3
Бес Араб
06.10.2011 @ 06:53
— пишет:
Я еще вчера скачал. Муторный скучный фильм 🙁
yossarian
06.10.2011 @ 16:48
Одесские сцены — это адовый 3,14здец. Мент и Бес с Дерибасовской (где расположен «Гамбринус») путём паркура переместились аж на территорию порта (как?), бегают между там-сям расставленными контейнерами. И если контейнера с названиями судоходных линий MAERSK и Safmarine чисто гипотетически могли находиться в ОМТП в 1980-м году, то китайский Dong Fang — ну никак.
Теплоход «Черчилль» в составе ЧМП? Других названий что ли не могли придумать киношники? Да ещё и экзотический катамаран. В его роли сняли прогулочный катамаран «Хаджибей», доска с истинным именем судна видна в сцене погони Мента за Бесом. Так же как и жёлто-синяя труба. И, кстати, в 1980-м в загранпоездку в капстрану было ну очень трудно и сложно попасть.
Бес Араб
06.10.2011 @ 17:43
yossarian пишет:
Ага, тоже обратил внимание. Кстати, обстановка в «Гамбринусе» точно такая же, как и сегодня 🙂 Неужели за 30 лет ничего не изменилось?
Бес Араб
06.10.2011 @ 17:44
yossarian пишет:
Ну дык ведь Бесу сделали греческий паспорт 🙂
Владими
10.10.2011 @ 23:30
Посмотрел сегодня ещё серию. На мелкие ляпы, которые сыпятся постоянно, ещё можно глаза закрыть. Но крупным планом российский триколор на хвосте советского самолёта — ни в какие ворота не лезет.
Бес Араб
11.10.2011 @ 07:13
Владими пишет:
🙂
Владими
13.10.2011 @ 21:53
Интересный фильм. Очень напоминает «Алису в зазеркалье».
Главный герой с отросшими во время отсидки зубами приезжает из Сибири на Киевский вокзал Москвы на молдавском поезде.
Закрываю на это глаза и пытаюсь понять время действия.
Милиционер берёт взятку в 10 советских рублей, в магазине пустые полки. Вывод: не позднее 1991-го года. В госучреждениях висят портреты Ельцина и полосатые флаги. Вывод: не ранее 1994-го.
Бес Араб
14.10.2011 @ 07:22
@ Владими:
Да, нестыковок там очень много.
Татьяна
15.10.2011 @ 11:40
По поводу Солянкиной. В фильме «Игра мимо нот» она действительно играет. Маленький эпизод — кассираша на ж/д вокзале. По поводу того, что у неё все роли одинаковые, можно отнести за счёт типажа. Но если сравнить «Три дня в Одессе» и «Охотников» — разные образы. С одесским колоритом создатели фильма, согласна, слегка преувеличили. Но фильм, всё же, захватывает в целом. Какая там Аронова! Кстати, на сайте Рускино и Кинотеатр.ру — идёт настоящая «рубка» — публика разделилась жёстко «за» и «против» трактовки образов Брежневой и Буреце ( в фильме он БУРЕЦЕ) Оч. интресно!
Бес Араб
15.10.2011 @ 14:50
Татьяна пишет:
Сложно сказать, как на самом деле было. Но и Аронова, и Миронов сыграли замечательно, на мой взгляд.
"Килокритик"
25.10.2011 @ 19:22
Комментарий к статье Бес Араба по фильму «Охотники за бриллиантами»
В ОДЕССУ ЗА ТИПАЖНОСТЬЮ И ТИПАЖАМИ!
Прочёл статью Бес Араба «Бес, Светлана Солянкина, Затока, Одесса, Советская Молдавия и «Охотники за бриллиантами». Многое в ней автор подметил правильно, а кое-что – нет. И вот, почему. Во-первых, этот сериал всего лишь художественный вымысел на заданную документальную основу, с правом художника освещать исторически достоверные факты по-своему, подправляя реалии в интересном (для массового зрителя) свете. В конечном счёте, именно зритель своим кошельком решает судьбу большого кино или всем доступного, захватывающего сериала. «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидация», «Котовский», «Сонька», «Бригада», «Д’Артаньян и три мушкетёра» и ещё десятка полтора сериальных фильмов можно назвать, которым зритель присваивает звание – всенародно любимых. Кстати, даже Дюма – великий соавтор целой совмещённой исторической эпохи и любимый писатель сотен поколений – брал биографии исторических личностей и события, с ними происходившие, и перемещал их во времени и пространстве, согласовывая это только со своей авторской фантазией. Так что, из сотни российских сериалов, снимавшихся на территории Украины, многие потом просто не выдерживают придирчивого ока киноведческих комиссий, прокатных фирм и потому умирают на телеканалах соседней республики, приобретающей на них право по очень доступным ценам. Вкусы массового зрителя и настоящего ценителя кино редко совпадают. И это – хорошо! Иначе громадная когорта кинопродюсеров, режиссёров и других второстепенных членов киногрупп останется без работы, и они вынуждены будут разбить палатки протеста прямо на Кремлёвской площади.
Зачем же российские киногруппы так часто и охотно приезжают на натурные съёмки в Крым и, тем более, в Одессу, да и в другие примечательные и неповторимые украинские области, появляющиеся в многочисленных сценариях. Совместную многовековую историю бывшего Союза зачеркнуть невозможно, как бы этого не хотели различного толка националисты. Ну не строить же дорогостоящие декорации, если есть живая натура, а считать сегодня умеют все.
Теперь – о неповторимых типажах Одессы. Зачем приглашать дорогостоящих российских артистов на небольшие или эпизодические роли одесситов и вести их с собой: билеты, гостиница, суточные и много больший гонорар. Ферштейн?! Да и кто лучше народного артиста Украины, ведущего артиста Одесского русского драматического театра Олега Школьника (прославившегося когда-то в «Джентельмен-шоу») сыграет Олега Школьника?! Он уже в своей творческой жизни столько их сыграл, что может открыть собственную галерею своих одесских персонажей. Кстати, как и Светлана Солянкина. Хотя нет! У Солянкиной их будет поменьше. Он – народный артист Украины, она – Заслуженный деятель искусств ПМР. Так что ещё есть, куда расти.
Даже юристу должно быть понятно – актёр, не достигший уровня всенародной популярности, не может перебирать «харчами», иначе ему грозит сермяжная возможность остаться у разбитого корыта. Актёру надо всё время играть, быть в обойме и стараться из невозможного делать возможное. Актёрская судьба – во многом игра случая, стечение жизненных обстоятельств, и только потом – непосредственно способностей и таланта. В этом и заключается таинство свершения плюсовой судьбы. Сейчас О. Школьник и С. Солянкина снимаются вместе в главных ролях в одной из серий известного российского сериала (в его продолжении). Премьера состоится в 2012 году на телеканале Россия. Предсказать в искусстве конечный результат невозможно, но рассчитывать на возможность очередного чуда – это право каждого. Будем надеяться на него и мы. А почему нет?!
С. Хайфовянин
Засл. «килокритик»
Бес Араб
25.10.2011 @ 21:11
«Килокритик» пишет:
А что нет?
"Килокритик"
29.10.2011 @ 23:55
Бес Араб пишет:
@ Бес Араб:
"Килокритик"
29.10.2011 @ 23:55
@ «Килокритик»:
Дорогой мой молодой критик кинопроцесса! Те подробности, которые Вы хотели услышать подробно, уже изложены в моём предыдущем комментарии к Вашей статье. Все те нарушения, о которых Вы писали, будут допускаться сценаристами и режиссёрами и в дальнейшем, потому что их интересует в первую очередь доступность увлекательного сюжета, во имя которого зритель и смотрит в худшем случае «тележвачки», в лучшем случае – среднее кино. Если Вы перечитаете мой предыдущий комментарий вторично, Вам станет понятно, что нет смысла стрелять из пушки по воробьям. Цвет тротуара или его кромки не решит проблему. Поэтому «жму» ручку Вашего компьютера и желаю ему продюсировать Ваши статьи и дальше.
Бес Араб
30.10.2011 @ 03:10
«Килокритик» пишет:
Дорогой, я не хотел подробностей.
«Килокритик» пишет:
Дорогой, по-прежнему непонятно.
Дорогой, я хотел всего лишь, чтобы вы ответили на очень простой вопрос — что я «подметил» неправильно?
Я понял, что на вопрос вы не ответите, поэтому нет смысла стрелять из пушки по воробьям. Удачи!
Бес Араб
17.11.2011 @ 21:51
Судя по всему, Килокритик оказался демагогом.
ТАТЬЯНА
15.12.2011 @ 23:26
ай-яй-яй…, а ещё интеллигентный, вроде, Бес Араб…
Бес Араб
16.12.2011 @ 05:57
ТАТЬЯНА пишет:
Не люблю интеллигентов. И людей, которые пишут свое имя заглавными буквами — такие люди обычно очень глупы.
ТАТЬЯНА
24.12.2011 @ 18:15
да ещё и дурак, к тому же.
Бес Араб
24.12.2011 @ 19:12
ТАТЬЯНА пишет:
Согласен, у нас с вами много общего. Но я стараюсь исправить свои ошибки.