Мошенник Владимир Довгань и секты сетевого маркетинга

В последнее время в Сети встречается все больше предложений заработать с помощью сетевого маркетинга. Многочисленные компании, торгующие БАДами, парфюмерией, витаминами и прочей хренью, открыли в Интернете сайты, со страниц которых раздают обещания богатства и духовного развития.

Между тем, я не видел ни одного человека, разбогатевшего на сетевом маркетинге. Ни одного! Богатеет только верхушка из десятка-другого человек. Абсолютное большинство в пирамиде MLM-технологий никогда не заработает тех денег, которые обещают владельцы сетевых пирамид. Основной принцип работы сетевых компаний — обмануть и зомбировать как можно больше лохов. Лохи приносят деньги.

Сетевой маркетинг я считаю злом. Люди, которые пытаются заработать с помощью сетевого маркетинга — это безмозглые овцы, которые не видят очевидного. Ведь рассчитать реальный заработок, на который может надеяться новый адепт сетевого маркетинга, можно с помощью самых простых арифметических операций. Элементарные математические подсчеты показывают, что хорошие деньги зарабатывают только стоящие на вершине пирамиды, все остальное большинство может надеяться лишь на копейки с барского стола — и это при условии, что удастся обмануть других людей. Обманутые дурят других людей — замечательный бизнес, не правда ли?

Мое первое знакомство с сетевым маркетингом состоялось лет пятнадцать назад, когда из развалин Советского Союза, как тараканы, полезла нечисть, вдохновленная новыми демократическими идеями легкого заработка. Несколько раз в месяц нам приходилось отгонять от дверей квартиры либо очередного представителя «Свидетелей Иеговы» (строгий костюм, милая улыбка, ворох журналов «Сторожевая башня», вопрос: «Вы хотите стать счастливым?»), либо агента влияния фирмы «Гербалайф» (строгий костюм, милая улыбка, загадочный черный чемоданчик, вопрос: «Вы хотите стать счастливым?»).

Агентам «Гербалайфа» как-то удалось завербовать одного из наших соседей, — однажды этот милый юноша приперся к нам в гости, и раскрыл свой черный чемоданчик, в котором находились упаковки БАДов и косметики, рекламные проспекты фирмы и видеокассета с якобы документальным фильмом о жизни и приключениях гуру и основателя компании «Гербалайф» Марка Хьюза.

Юноша поведал трагическую историю своей короткой жизни: он долго, безнадежно и смертельно болел, пока, наконец, счастливый случай не помог ему — он приобрел продукцию Фирмы, покушал ее, потом помазал ею же самые больные места — и, о Чудо! — он излечился. После длинной вдохновенной речи молодой человек тут же предложил мне стать его рефералом — т.е. купить у него за умопомрачительную цену некоторое количество дерьма, образцы которого он принес в чемодане. Это дерьмо я должен был, в свою очередь, предлагать покупать своим знакомым и друзьям, ну, и жрать самому — чтобы стать счастливым.

Впрочем, о пирамидальной системе сетевого маркетинга наверняка знает каждый — все MLM-конторы работают по одинаковым беспринципным принципам, — и, надо сказать, весьма эффективно работают.

Соседа я выгнал. Через несколько месяцев он бросил «Гербалайф» и стал «Свидетелем Иеговы».

Прошло несколько лет. Мы переехали в другой город. В этом новом городе количество сект сетевого маркетинга явно превышала все мыслимые и немыслимые границы: Гербалайф, Визион, Орифлейм, Эвон, и многие-многие другие.

Однажды супруга пришла домой с какой-то незнакомой девушкой. Девушка оказалась представителем компании Владимира Довганя. Она никогда не видела Довганя, она плохо понимала, что представляет собой эта компания, но была уверена в том, что скоро станет очень богатой и поможет разбогатеть моей жене.

Конечно, я был против Довганя и его способов получения богатства, поэтому жена занялась «бизнесом» самостоятельно. Закончилось это плохо — разочарование, непонимание обманутых друзей и знакомых, потерянные деньги и время. Хорошо, что опыт какой-то появился, и жена перестала верить сомнительным аферистам. Вообще, женской логика — тема для отдельного большого исследования, хочу лишь сказать, что женщине, для того чтобы понять, что, например, огонь — горячий, недостаточно только объяснения. Женщине нужно сесть жопой на костер, вскочить, и заорать на мужчину, который только что просил ее этого не делать: «Ёп твою мать! Огонь — он ведь горячий!».

Продолжим о Довгане. Наверное, многие помнят этого вечно улыбающегося человека, который в передаче «Что? Где? Когда?» ручкался с покойным ныне Владимиром Ворошиловым и угощал игроков шампанским и водкой «от Довганя». Клуб знатоков в те времена чуть было не переименовали в «Что? Где? Когда? Почем?».

Потом люди поняли, что продукты с рожицей Довганя на этикетке — дерьмо, «Дока-пицца» тоже прогорела, и Довгань ударился в новые аферы, на этот раз решив использовать сиcтемы MLM-заработка.

Занявшись сетевым маркетингом, новый пророк Владимир Довгань стал вещать. Вещал он с видеокассет и компакт-дисков, уверяя быдло в своем личном успехе и неотвратимо надвигающемся счастье для всех, кто с ним связан: «травы, произрастающие на нашей земле, — лучшие; разработки ученых — превосходные; фабрики — выше всяких похвал; специалисты — цены нет!». И чтобы развеять оставшиеся сомнения: «Мы — непобедимы!».

Довгань поделился секретом личного благополучия и процветания со всеми желающими. Это такой большой-большой секрет! Для маленькой компании! Правда, этот секрет используется всеми сетевыми пирамидами, и заработать он помогает только тем, кто на вершине.

Вот еще несколько откровений от Владимира Довганя: «наш бизнес это не работа с товаром — это работа с людьми», или «Начинать надо с создания команды. Надо найти людей, которые хотят заработать деньги, среди них отобрать тех, которые понимают, что сейчас, чтобы зарабатывать, надо делать что-то другое, отличное от того, что делает большинство людей и при этом не становятся богатыми. А среди оставшихся отобрать тех, кто будет это делать вместе с ними». Несколько цинично звучит, но это фигня — пипл схавает.

Вы слышали о компании Hop-Go? Нет? Этой компании уже нет, но еще несколько лет назад ее создатель Владимир Довгань уверял, что с ее помощью каждый сможет заработать серьезные деньги: для этого нужно выстроить собственную сеть агентов, иначе говоря — новый нижний уровень пирамиды. Словом, ничего нового. За исключением того, что каждый агент Hop-Go с радостью рассказывал, что предлагаемые компанией пищевые добавки — продукт уникальных космических технологий, а вас скоро обеспечат на восемь лет мобильной связью принципиально нового стандарта, разработанного Довганем совместно с российским Минобороны! А сетевая игра Hop-Go на днях получит официальный статус олимпийского вида спорта!

Я не шучу! Обо всем этом говорили господин Довгань и его представители.

Кстати, все «представители», если им верить, уже богаты виллами, яхтами, шикарными автомобилями и теперь готовы поделиться уникальным шансом с вами. Правда, лично я так и не встретил ни одного богача.

Примечательно, но для того, чтобы воспользоваться возможностью заработать миллионы, как правило, нужно торопиться. Словом, чем быстрее вы принесете деньги — тем раньше начнете сказочно обогащаться.

Я так и не смог узнать у представителей компании Довганя их юридический адрес. Телефоны тоже были засекречены. Мне показывали множество бумажек — красочные рекламные буклеты, «международные» сертификаты качества, выданные «ведущими мировыми медицинскими университетами», и рекомендации мировых лидеров фармацевтики, распечатанные на струйном принтере. Но никто не смог показать самых простых документов: свидетельства о регистрации юридического лица, лицензии на ведение предпринимательской деятельности, сертификатов качества.

После я узнал, что компания Довганя вообще не была зарегистрирована в России. О торговой марке официальные лица тоже ничего не знали. Все представительства пирамиды были расположены в квартирах, арендованных частными лицами. И, наконец, в секторе регистрации и лицензирования медицинских препаратов Минздрава РФ никогда не видели одноименных пищевых добавок, равно как и любых препаратов, зарегистрированных на имя Владимира Довганя. Таких препаратов в природе никогда не было.

Очередной лохотрон от Довганя закончился печально для многих тысяч обманутых овец — и мне, признаюсь, их совсем не жалко.

На какое-то время Владимир Довгань пропал из зоны видимости, и я, было, подумал, что он окончательно «завязал» со своим прошлым, и занялся чем-то действительно полезным. Однако я ошибался. Желание заработать на лохах у Довганя не пропало, и в настоящее время он воплощает в жизнь новые идеи. Впрочем, эти новые идеи мало чем отличаются от его старых способов — все та же сетевая пирамида, все тот же обман. Но об этом — в следующих заметках.