«Морфий» — тема зла раскрыта

Алексей Балабанов, на мой взгляд, является самым злым режиссером современного российского кино. Недавно вышедший на экраны «Морфий» продолжает развивать тему Зла, и, как мне показалось, завершает трилогию, начатую первым «Братом» и продолженную «Грузом 200».

На первый взгляд, в этих трех фильмах нет ничего общего. Действия картин происходят в разные исторические периоды: «Морфий» — 1917 год, Октябрьская революция и т.д.; «Груз 200» — 1984 год, закат советской эпохи; «Брат» — почти наше время, война в Чечне и прочее. Главные действующие персонажи — тоже совершенно разные люди: молодой доктор и наркоман Поляков в «Морфии», дочь секретаря райкома партии и поблядушка Анжелика в «Грузе 200», демобилизованный из армии убийца Данила Багров в «Брате». К слову, второй «Брат» совершенно не вписывается в тему вышеуказанных фильмов. «Брат-2» — кино абсолютно попсовое, снятое Балабановым на волне успеха первого фильма исключительно для кассы, — и этот фильм совершенно не вписывается в тему нашего исследования.

Чем же все-таки схожи между собой фильмы Балабанова «Брат», «Груз 200» и «Морфий»? Общего очень много: это и мрачная тягучая завораживающая атмосфера, в которой происходит действие фильмов; это и отсутствие каких-либо положительных героев во всех трех картинах; это и отлично выписанные финалы, которые не оставляют никакой надежды на счастливое будущее и воспевают победу Вселенского Зла.

Кинофильмы «Брат» и «Груз 200» наверняка уже успели посмотреть все поклонники злого таланта Алексея Балабанова, а «Морфий» вышел совсем недавно и отсмотрен мною буквально вчера. Для тех, кто пока не успел посмотреть это прекрасное киноЗло, коротко обрисую сюжет.

Итак, зима 1917 года. Молодой врач Михаил Поляков получает назначение на должность участкового врача в больницу, расположенную в какой-то Богом забытой сибирской деревушке.

Трудовая деятельность началась неудачно, и первый же пациент молодого доктора, несмотря на попытки Полякова реанимировать больного, отдает концы. В процессе реанимации Михаил делает больному искусственное дыхание «рот в рот», вытирая рукавом халата пену с губ несчастного, но эти меры не помогают: больной помирает, а доктор заражается от него какой-то болезнью (как я понял, дифтерией).

Чтобы излечиться от болезни, доктор Поляков просит медсестру Анну (ее роль прекрасно исполнила Ингеборга Дапкунайте) вколоть ему морфий. И пошло-поехало: пережив эйфорию от первого укола, доктор просит повторить, а потом начинает колоться самостоятельно, регулярно воруя препарат со склада медицинских припасов.

Параллельно доктор лечит больных, и даже блестяще проводит несколько сложных медицинских операций, показанных в фильме очень натуралистично: принимает тяжелые роды (предварительно прочитав в медицинском справочнике о том, что именно нужно делать), делает бездыханной девочке трахеотомию (также предварительно прочитав об этой операции в справочнике), проводит ампутацию правой нижней конечности местной крестьянке, залезшей в молотилку (левую нижнюю конечность, к радости окружающих, удается сохранить).

Поляков все чаще употребляет морфий, и, в конце концов, становится конченым наркоманом, не способным контролировать свои желания. Моральное падение доктора усугубляют беспорядочные половые связи, регулярно случающиеся то с молодой графиней Екатериной (живущей недалеко от деревни, в райцентре Кузяево), то с медсестрой Анной, которая всегда под боком.

Однажды в райцентре Кузяево случается пожар, и пострадавших от огня жителей привозят в больницу. Медперсонал больницы вкалывает обгоревшим потерпевшим морфий, и они помирают — так как раствор, который им вкололи, оказывается вовсе не морфием, а совсем другим препаратом (весь морфий в аптеке был заменён Поляковым на какой-то другой порошок).

После такой трагедии молодой врач, кажется, понял, что ему самому пора лечится, едет в город и добровольно ложится в психушку. Лечится он с переменным успехом, и, все-таки не выдержав воздержания, сбегает из психиатрической лечебницы, захватив попутно из больничной аптеки бутылочку с морфием.

Бегая по улицам города, Поляков встречает своего коллегу, злобного доктора-еврея Горенбурга, который когда-то одолжил у Михаила 5 граммов морфия, и вообще по ходу фильма вел себя очень мерзко. Пока Поляков лежал в больнице, в стране случилась Октябрьская революция, и доктор Горенбург стал большевистским комиссаром. Доктор-еврей искренне радуется встрече с Поляковым, бросается за убегающим Михаилом, но окончательно свихнувшийся Поляков стреляет в комиссара — убивает сиониста и скрывается за углом. Проходившая мимо медсестра Анна, под влиянием Полякова тоже ставшая наркоманкой, шарит по карманам мертвого Горенбурга, находит там морфий и забирает препарат — ее ломает, и нужно срочно принять дозу.

В финале фильма доктор Поляков, мучаясь от ломки, заходит в кинотеатр. В кинозале показывают какую-то комедию, Михаил присаживается где-то в задних рядах и колется морфием, украденным из аптеки психушки. Ему становится хорошо и весело, он смеется над происходящим на экране вместе с остальными зрителями. Весело смеясь, он достает пистолет, прикладывает ствол к голове и застреливается. В кинотеатре никто не обращает внимания на выстрел, все продолжают смеяться над комедией. Конец фильма.

Художественный фильм «Морфий» гениален. Вселенское Зло никогда не дремлет, и постоянно оказывает свое воздействие на людей.

В «Морфии» очень хорошо показано, как Зло делает свою непростую работу: неспешно, но уверенно; постепенно, но, не сомневаясь в успехе. Невинный и ничем незапятнанный в начале своей деревенской карьеры доктор Поляков медленно и неуклонно попадает под влияние Зла, и к финалу кинокартины окончательно поглощается этим Злом. Вселенское Зло выполнило свою миссию, и цель достигнута — Михаил погибает, находясь во Зле и в последние минуты своей жизни даже наслаждаясь Злом. Апофеоз! Звучат фанфары! Алексей Балабанов воспел Зло в одном из его проявлений и даже наделил Зло какой-то почти неуловимым, но в какие-то моменты фильма все-таки ощутимым совершенством красоты. Да, Зло — это красиво!

Зло красиво. Зло красиво и в образе доктора Михаила Полякова, и в поступках невозмутимого убийцы Данилы Багрова, и даже в роли поблядушки Анжелики. Зло красиво и само по себе, — и в своих последних фильмах режиссер Балабанов это очень хорошо показал. Спасибо ему за это. С нетерпением жду новых работ злого гения российского кинематографа.

Соратники, обязательно смотрите фильмы Алексея Балабанова! При правильном подходе к просмотру они дают понимание и заставляют думать. А умение думать, способность правильно мыслить — это главное для человека разумного.