Телесные наказания как метод воспитания детей – за и против

В старину вопрос о том, применять ли телесные наказания для воспитания детей, не ставился. Все древние народы считали применение физических наказаний необходимым и очень полезным способом воспитания детей. Еще Платон говорил: «ребенка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами…».

Древние педагоги-воспитатели Киевской Руси и Московского княжества тоже использовали телесные наказания в воспитательных целях, и вполне успешно. В России идеи об отказе от телесных наказаний стали высказываться только в середине XIX века. Например, Николай Иванович Пирогов, знаменитый русский педагог и естествоиспытатель, в статье «Нужно ли сечь детей?» доказывал, что применение телесных наказаний (битье розгами) антипедагогично и должно быть отменено. Вместе с тем Пирогов считал невозможным полностью обойтись без телесных наказаний, и советовал применять розги только в исключительных случаях. Я согласен с ученым – в современных российских школах применять телесные наказания необходимо только в исключительных случаях. И все эти случаи должны быть описаны и закреплены в законодательстве.

Международные опросы, которые проводились во многих странах мира, показывают, что многие родители считают законным и даже необходимым применение телесных наказаний в целях воспитания детей. Например, 90% американских родителей не имеют ничего против порки.

После развала Советского Союза подобные опросы проводились и территории Российской Федерации.

В 1992 году на вопрос анкеты ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения) «допустимо ли наказывать детей физически?» утвердительно ответили 16% россиян. При опросе ФОМ (Фонд «Общественное Мнение») в 2004 году применение телесных наказаний детей назвали допустимым уже 54% российских граждан, а при опросе ФОМ в 2008 году телесные наказания назвали необходимыми уже 67% россиян. Вот такая интересная тенденция.

Недавно в одной из школ города Комсомольск-на-Амуре было проведено анкетирование. На вопросы анкеты отвечали две группы респондентов: ученики старших классов и учителя. Всем участникам эксперимента были заданы следующие вопросы:

1. Ваше отношение к телесным наказаниям в воспитании.
2. Кто должен осуществлять телесное наказание ребенка?
3. Кто, на ваш взгляд, должен назначать телесное наказание?
4. Перечислите проступки, за которые, на ваш взгляд, может быть назначено телесное наказание.
5. Считаете ли вы, что в современной школе необходимо ужесточить требования к дисциплине учащихся?
6. Считаете ли вы возможным официальное введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях?

Результаты анкетирования оказались неожиданными. Подавляющее большинство учеников – 65,8% – согласились с возможностью применения телесных наказаний в исключительных случаях. Некоторые ученики даже пытались перечислить те случаи, в которых необходимо применять телесные наказания.

Правда, по вопросам о назначении и исполнении телесных наказаний большинство участников доверяет только родителям. Не могу согласиться с этим мнением, поскольку применений родителями телесных наказаний к собственным детям в большинстве случаев превратится в то, что сейчас принято называть домашним насилием. Назначать и осуществлять телесные наказания должны специально созданные для этого органы, деятельность которых должна быть жестко регламентирована законом!

Интересные результаты были получены и от учителей. Отвергли телесные наказания только 2,7% опрошенных педагогов, поддержали – 16,2%, и поддержали в исключительных случаях – 81%.

Вывод очевиден: современная теория педагогики и воспитания совершенно не соответствует тому, что действительно необходимо учителям, воспитателям и даже самим ученикам. Абсолютное большинство практикующих педагогов однозначно выступает за применение телесных наказаний. Кстати, на последний вопрос, который был задан только учителям: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?», большинство педагогов ответило: розги или ремень. Все правильно. Зачем придумывать что-то новое, если история показала эффективность традиционных методов?

Конечно, при внедрении в российский школьный образовательный процесс системы телесных наказаний необходимо быть очень осторожными. Основная проблема в том, что бы под видом наказания к детям не применяли насилия. Телесное наказание не должно быть насилие на ребенком. Телесное наказание – это необходимая мера ответственности, применяемая в исключительных случаях как реакция общества на определенные проступки детей. Телесные наказания – мера исключительная и жесткая, но ни в коем случае не жестокая.

Предстоит сделать очень много работы в этом направлении. Но ведь нужно когда-то начинать! При правильном подходе к поставленной задаче результаты будут впечатляющими – в этом я уверен. И наши дети не останутся в обиде, а, наоборот, будут благодарны родителям и учителям.