О Конституции ПМР или Игры в демократию

Судя по всему, в ближайшее время Верховный Совет ПМР будет рассматривать законопроект о новых изменениях в многострадальную Конституцию нашей маленькой страны, уже идет обсуждение новых поправок. Я внимательно просмотрел и даже выслушал выступления уважаемых соучастников очередной попытки поиздеваться над Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и населением нашей маленькой страны.

Немного истории. Первая наша Конституция была принята 2 сентября 1991 года. Приднестровье было провозглашено суверенным и независимым государством в составе Союза ССР. Страна наша тогда называлась Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Следующая Конституция была принята 24 декабря 1995 года. Принятая на всенародном референдуме, эта конституция была действительно народной – население нашей маленькой страны осуществило свое конституционное право единственного источника права в государстве. В соответствии с этой конституцией в стране была установлена смешанная, парламентско-президентская форма правления.

Небольшие изменения, касающиеся функций профсоюзов, были внесены в Конституцию в 1998 году.

В 2000 году основной закон претерпел сильнейшие изменения. Фактически родилась новая Конституция, в соответствии с которой в республике полностью поменялась политическая система, в стране была установлена президентская форма правления. Изменения были сделаны без участия населения республики, в разрез с основным конституционным принципом, прописанным в статье 1 Конституции:

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ.

Как же стало возможным внести в Конституцию столь глобальные изменения без учета мнения населения республики? Ведь в раздел «Основы конституционного строя» изменения можно вносить только по результатам всенародного референдума.

Все очень просто. Небезызвестный Виктор Алексеевич Балала придумал схему, благодаря которой стало возможным изменить систему государственного управления без внесения изменений в соответствующие статьи основного закона. В Конституцию ПМР была добавлена новая очень хитрая глава с таким же хитрым названием, оцените: «Развитие основ конституционного строя». И в эту главу, и в другие новые главы изменения можно было вносить уже без учета мнения населения республики, лишь принятием депутатами Верховного Совета соответствующего конституционного закона «о внесении изменений и дополнений» – что было реализовано, и, как мы увидим, не один раз.

В 2005 году Конституция была дополнена нормами, касающимися института Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике.

В 2006 году были приняты новые изменения в Конституцию, уточняется место прокуратуры в системе органов государственной власти – а точнее, вне этой системы 🙂

Последние изменения в Конституцию ПМР были приняты в августе 2011 года. В республике опять сменилась система государственного управления, в стране появился новый орган исполнительной власти – Правительство. Население республики, в нарушении принципа, изложенного в статье 1 Конституции, в изменении политической системы государства участия снова не принимало.

К чему же мы пришли в итоге? На мой взгляд, Конституция республики стала выглядеть очень неприглядно – с точки зрения как формы, так и содержания: в тексте присутствуют ошибки и нестыковки, некоторые положения основного закона противоречат друг другу, а также элементарной логике и здравому смыслу.

Открываем, например, Раздел IV – «Изменение Конституции». Статья 102:

Положения разделов I Конституции «Основы конституционного строя», раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» и раздела XI «Изменение Конституции» могут быть изменены только в результате референдума.

На самом деле в Конституции уже давно нет раздела XI. Когда-то он был, но изменениями в основной закон, сделанными в 2000 году, разделы с III по X были заменены одним разделом III, а раздел XI стал разделом IV.

Вы скажете, что в текст Конституции вкралась простая техническая ошибка? Возможно, но не все так просто. На самом деле положения раздела IV «Изменение Конституции» (бывшего когда-то разделом XI), исходя из нормы вышеприведенной статьи 102, могут быть изменены только в результате референдума. А референдум по поводу внесения изменений в этот раздел Конституции не проводился.

Перейдем к разделу V, который называется «Переходные нормы и положения». Раздел этот появился в конституции еще в 1995 году, и его переходные нормы и положения были рассчитаны на небольшой переходный период. Наличие этого раздела в нынешней редакции основного закона вносит только путаницу в содержание документа.

Судите сами, статья 5 указанного раздела:

До 2 сентября 2002 года Президентом Приднестровской Молдавской Республики может быть избран любой гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет и являющийся гражданином Приднестровской Молдавской Республики с года введения гражданства Приднестровской Молдавской Республики. После указанной выше даты действует норма, изложенная в пункте 2 статьи 68 настоящей Конституции.

Открываем статью 68 – а в ней ни слова о Президенте, статья посвящена статусу депутатов Верховного Совета.

Или статья 7 указанного раздела:

До принятия соответствующего закона о Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики состав Конституционного суда формируется по праву ** в соответствии с требованиями статей 62 и 86 настоящей Конституции.

Открываем статью 62 – опсс, там ни слова о Конституционном суде, статья посвящена полномочиям Президента.

И таких «очепяток» и несуразиц в Основном Законе нашей республике, главном государственном документе (на лице нашей страны?) еще много можно найти. И как-то стыдно даже становится.

Но это всё, кстати, мелочи. Есть гораздо более серьезные «нестыковки», о которых я напишу чуть позже.

P.S. Кстати, совершенно непонятно, почему молчит Конституционный суд ПМР? Это единственный орган конституционного контроля в ПМР. Где он, этот контроль? Чего испугались судьи?