Легитимна ли Общественная палата ПМР?

Официальное информагентство ПМР «Новости Приднестровья» сообщает:

Сегодня на заключительном организационном заседании нового состава Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики были утверждены председатели профильных комиссий и персональный состав Президиума Общественной палаты. Согласно её регламенту, в Президиум должны входить председатель палаты и руководители комиссий.

В столичный Общественный совет (вместе с городом Днестровск) будет входить 20 человек. Напомним, что общественные советы формируются аналогичным образом, как и Общественная палата ПМР. Половину их членов назначают главы государственной администрации (в Общественную палату – Президент ПМР). Другая половина избирается уже назначенными членами общественных советов.

Утверждён Президиум Общественной палаты ПМР

Сомневаюсь, что организационное заседание Общественной палаты ПМР было заключительным, так как возникает много вопросов по поводу легитимности новой Общественной палаты.

Указом Президента ПМР от 3 августа 2012 г. № 515 «Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики» установлено:

3. Начальнику Управления Президента по внутренней политике провести консультации с республиканскими общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, религиозными организациями, наиболее массовыми общественными организациями, научными объединениями, высшими учебными заведениями, творческими союзами, представителями деловых кругов, имеющими заслуги перед Приднестровской Молдавской Республикой, для определения четырнадцати кандидатур первых членов Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики.

Эти первые 14 кандидатур, имеющие особые заслуги перед государством, были определены и утверждены Распоряжением Президента ПМР № 670рп от 13 сентября 2012 г.

Возвращаемся к Указу № 515:

4. Определить, что общественность городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами Приднестровской Молдавской Республики, выдвигает еще четырнадцать кандидатур в члены Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики от представителей структурных подразделений республиканских и местных общественных объединений, физических лиц, занимающих активную жизненную позицию и внесших заметный вклад в общественную жизнь района, города.

5. Первым 14 утвержденным Президентом Приднестровской Молдавской Республики членам Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики в течение 30 (тридцати) календарных дней обеспечить контроль проведения территориальных конференций (собраний) представителей республиканских и местных общественных объединений, которые избирают еще 14 членов Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики.

Этот порядок формирования Общественной палаты ПМР конкретизирован «Положением об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики» (приложение к Указу Президента ПМР от 3 августа 2012 г. № 515):

18. Не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения Президентом Приднестровской Молдавской Республики определенных им членов Общественной палаты в городах (районах) Приднестровской Молдавской Республики проводятся территориальные конференции (собрания) представителей республиканских и местных общественных объединений, организаций, которые избирают четырнадцать членов Общественной палаты в количестве, определенном Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики.

19. Территориальные собрания представителей республиканских и местных общественных объединений, организаций проводятся под контролем членов Общественной палаты, утвержденных Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

20. Решения территориальных собраний направляются Президенту Приднестровской Молдавской Республики для их утверждения.

Если коротко, то порядок формирования Общественной палаты ПМР, утвержденный Указом Президента ПМР, такой:
— президент утверждает кандидатуры первых 14 членов палаты;
— жители Приднестровья выдвигают еще 14 кандидатов, которые избираются на территориальных конференциях;
— избранные общественностью кандидаты впоследствии тоже утверждаются президентом.

Что же произошло на самом деле?

После утверждения Распоряжением Президента ПМР № 670рп первых 14 членов палаты, в тот же день, 13 сентября 2012 г., Распоряжением № 671рп президент утвердил персональный состав следующих 14-ти членов Общественной палаты ПМР, тоже, кстати, имеющих особые заслуги перед отечеством. О каких особых заслугах идет речь – тайна великая есть.

Несколько вопросов. Когда и кто выдвигал эти кандидатуры? Когда и на каких конференциях они были избраны? Каким образом ранее утвержденные (а на самом деле в тот же день, 13 сентября) первые 14 членов палаты контролировали проведение этих конференций?

Кстати, согласно Закону ПМР «Об актах законодательства», в иерархии правовых актов ПМР указы президента имеют большую юридическую силу, чем распоряжения.

Что произошло? Почему президентом ПМР издаются распоряжения, противоречащие его же указам? Видимо, потому что службы, готовившие вышеперечисленные указ и распоряжения, немного напутали с формулировками, взятыми из ранее действовавших (а ныне утративших силу) правовых актов, связанных с формированием общественной палаты. Старым Указом Президента ПМР «Об Общественной палате Приднестровской Молдавской Республики» (№ 894 от 22 декабря 2009 г.) было установлено, что при образовании Общественной палаты первого созыва (только первого созыва!) утвержденные президентом члены палаты могли провести выборы остальных членов без проведения конференций.

В принципе, понятно, что случилось — ребята (девчата?) переписали тексты из старых указов и распоряжений, не вникая в суть формулировок.

И что в итоге? Легитимна ли Общественная палата ПМР, состав которой сформирован в нарушение действующего законодательства?

P.S. О персональном составе Общественной палаты ПМР, имеющем особые заслуги перед государством, скромно промолчим.

P.P.S. С другой стороны, возникает вопрос, знакомы ли с актами законодательства, регулирующими порядок образования общественной палаты, сами члены Общественной палаты ПМР? А ведь эти люди в будущем собираются проводить экспертизу правовых актов ПМР – это одна из функций общественной палаты.