О национализме, съехавшей «крыше», приднестровских казаках и деле Варданяна

Опять же, из армейских воспоминаний. Со мной служил один азербайджанец — кажется, из Баку. Звали его Рагим. Рагим был умным образованным парнем, с которым было очень интересно беседовать и спорить на самые разные темы. В спорах Рагим всегда вел себя очень корректно и уважительно к собеседнику. Если он видел, что неправ, то легко признавал это, принимал другую позицию и особо не расстраивался по этому поводу. Была только одна тема, от которой у Рагима напрочь «сносило крышу» и он становился совершенно невменяемым. Тема эта — армяне.

Честно говоря, причины конфликтов и вечных споров между азербайджанцами и армянами я знаю очень плохо. Наверное, они есть, эти причины. Дело в другом. Дело в том, что любые споры на тему национальных вопросов ни к чему хорошему не приводят. Спорить можно, но нужно ли? Неужели нельзя, признав и свои и чужие ошибки, наконец остановиться, и начать строить взаимоотношения между сторонами на другой, на новой основе — к взаимной радости, к счастью и благополучию?

Видимо, по каким-то причинам это сделать очень сложно. Рагим в разговорах об армянах пылал такой ненавистью, что какие-либо аргументы попросту не воспринимал. Он вдруг превращался совершенно в другого человека — некое безмозглое существо, которому когда-то дали команду «фас», и она навсегда, на уровне рефлексов, впечаталась в его сознание. Команда четко выполняется, и какие-либо мнения против попросту не воспринимаются организмом. Поведение выполняющей команду особи становится как бы самодостаточным, человек не может пойти против команды, да и не хочет этого. Он практически «счастлив», он упивается своей «правотой», он плавает в этом «компоте», сваренном по строго соблюдаемому рецепту. И какие-либо добавки в рецептуру (в виде противоположных мнений и каких-либо других аргументов), по мнению получившего команду человека, будут лишними и могут испортить вкус.

Многие армяне по отношению к азербайджанцам ведут себя точно так же. Команда «фас» получена, и если тема кем-то поднята, то «крыша съезжает» аналогичным образом. Был человек — и, вдруг — нет его. Появился «зомби», спорить с которым совершенно бессмысленно — покусает или даже сожрет 🙂

Помню, как в 1992 году сносило крышу и у меня. Конкретно сносило, как и у многих защитников Приднестровья — особенно у тех, кто принимал участие в боевых действиях. Впрочем, как мне помнится, у той ненависти не было национального окраса. Ненавидели «румын», но под «румынами» понимали вовсе не национальность, а всех тех уродов и подонков, которые вторглись на этот берег Днестра со стороны Молдовы, мучили и убивали наших соотечественников. «Румыны» были самых разных национальностей, были и «русские румыны». Признаюсь, у меня и сейчас иногда сносит крышу по этому поводу — тех самых «румын» я ненавижу совершено искренне, и называю их румыноидами.

Еще одно воспоминание. В том самом 1992 году я работал в пожарной охране. Однажды, будучи на службе в карауле, вышел за хлебом в магазин напротив (мы бегали туда по мере надобности за продуктами). В магазине меня «заарестовали» местные казаки — я был одет в некую сборную военную форму-солянку, в которой несли службу все пожарные города Рыбницы. Казаки, увидев человека в странной форме, приняли меня за румынского шпиона и повели на расстрел. Мне повезло — мой «арест» увидели пожарные из караула и отбили меня 🙂 Шучу — меня, конечно, не расстреляли бы, но репу бы начесали конкретно — это уж точно! С тех пор я не очень люблю казаков, и даже телепередача «Минуты славы», где приднестровские казаки из Дубоссар рвали грелки, не заставила меня уважать «добрых молодцев». Кстати, поступок казаков можно было бы понять, если бы он был вызван только этой самой «классовой ненавистью» к «румынам», которых они били в Приднестровье очень хорошо. Но, увы, в данном конкретном случае (и в других случаях, о которых рассказывать не буду), эта ненависть была замутнена изрядной степенью алкогольной интоксикации. К сожалению.

Ну да ладно, хватит о казаках. Пока писал весь это текст, почти забыл, к чему я все это пишу. Так вот, читая сегодня в Сети все эти сообщения на тему ареста Варданяна, поймал себя на мысли, что все происходящее, опять же, идеально вписывается в теорию, о которой я написал выше. Армянским блогерам, СМИ Армении, общественному комитету в защиту Эрнеста Варданяна — им на самом деле не нужна правда о происходящем, и они не собираются выслушивать аргументы против или принимать во внимание какие-либо факты. Все они вполне самодостаточны в своем «праведном гневе» — им больше ничего не нужно! Рецепт давно написан, «компот» сварен. Другое мнение, другая позиция, истина — все идет побоку. Спорить бессмысленно.