Про Царя

Новую работу режиссера Павла Лунгина, художественный фильм «Царь», я смотреть не хотел — предполагал, что в фильме очень много негатива. Негатива не хотелось.

Но все-таки — посмотрел. Стало любопытно, почему фильм вызвал столь яростное неприятие у православного люда. Отзывы православных зрителей в большинстве своем были отрицательными, и это обстоятельство показалось мне интересным.

Кстати, в этих отрицательных отзывах я не увидел никакой конкретики, присутствовали лишь общие фразы, так или иначе повторяющие мнения, высказанные несколькими современными апологетами православия. Мол, фильм откровенно антирусский и антигосударственный, и точка. А почему так? Никаких объяснений и обоснований собственного мнения о картине, лишь цитаты от православных «патриархов».

Так что же не понравилось в фильме православным зрителям?

О достоверности исторических событий судить не могу. Не знаю, что — правда, а что — ложь. Поэтому обратился к историкам, а, конкретно, открыл «Историю государства российского» Карамзина.

Карамзин утверждает, что конфликт между царем Ионном Васильевичем и митрополитом Филиппом действительно был. И закончился этот конфликт очень печально, как это и показано в фильме.

Процитирую из Карамзина обличительную речь митрополита:

В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!

Я склонен верить Карамзину. А кому еще верить?

Так что же все-таки не понравилось в этом фильме нашим православным зрителям?

Попы стучат друг на дружку? Так это всегда было, есть и будет — в любом сообществе, в любой корпорации, даже поповской. Это, увы, обыденность.

Царь беззубый? Ну и что? Стоматология в те времена еще не была достаточно развита. Конечно, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь был гораздо более благообразным, но ведь то кино было совсем другим.

Может быть, чудо, которое совершил Филипп, кому-то не понравилось? Почему же? Вполне такое себе «христианское» чудо, очень в духе православной традиции. На что нам еще надеяться, как не на чудо?

Что еще не понравилось? То, что митрополит осмелился говорить царю о его ошибках? Вот тут режиссер действительно оплошность совершил. Патриарх не должен царю об ошибках говорить. Патриарх должен царю зад лизать, а не критические замечания высказывать. Наверное, именно этот момент и не понравился некоторым зрителям.

После просмотра фильма вопросы остались. Один вопрос, самый важный: с кем я? С кем вы? С Богом? С царем? С Отечеством? Время сейчас такое, что одной жопой на три хуя сесть не получится. Выбирать приходится.

P.S. «Царя» точно пересматривать не буду. Фильм получился с какой-то явной политической подоплекой — и в этом отношении, конечно, производит впечатление. Но как искусство — нет. А «Остров» смотреть буду. «Остров» — доброе кино.