Теория человеческих страстей — предмет исследования

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего понять: а что, собственно, мы будем изучать? Что является предметом исследования?

В теории человеческих страстей предметом изучения, что вполне логично, являются разнообразные человеческие страсти. Для начала определимся с самим понятием «страсть». Итак, страсть — что это? Дав четкое определение этому понятию, мы поймем, что нужно изучать.

Возьмем за основу определение из Википедии:

Страсть — сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти.

Мне нравится это определение. В нем есть только один не совсем ясный момент — страсть определяется как эмоция, но что такое эмоция? Не будем усугублять ситуацию, пытаясь научно и грамотно сформулировать определение понятия «эмоция». Возьмем как данность следующее утверждение: эмоция — это некое переживание человека по поводу тех или иных реальных или мнимых обстоятельств, в которых этот человек оказался. Заметьте, я указал, обстоятельства для эмоций могут быть и мнимыми — то есть зачастую человек может испытывать эмоции (переживать) безо всяких оснований, впустую.

Основные человеческие эмоции известны всем, и каждый из нас испытывает и переживает их ежедневно: удовольствие, надежда, радость, гнев, страх, горе и т.д.

Однако вернемся к нашим страстям.

Древнегреческий философ Зенон считал, что страсть — это излишний и даже вредный для человека импульс души. Этот душевный импульс становится неконтролируемым и опасным, поэтому человек должен бороться со своими страстями. Пока еще рано рассуждать об опасности страстей, но утверждение Зенона о том, что страсть является неконтролируемой эмоцией поможет нам в изучении предмета исследования.

В религиозной философии, и, в частности, в православном вероучении, страсть определяется, прежде всего, как греховные эмоции, которые вызваны увлечением человека чем-либо вместо Бога. Страсти рассматриваются как ошибочные, неверные, греховные проявление человеческой природы. Особо выделяются несколько основных страстей (так называемых смертных грехов): гордость, тщеславие, алчность, гнев, блуд, чревоугодие, лень, печаль. Православная Церковь считает, что со своими страстями человеку необходимо бороться, и основой такой борьбы является борьба с греховными помыслами.

Сложно согласиться с адептами мистических учений по поводу ошибочности или греховности страстей. Страсти (эмоции, переживания) — это не ошибка природы, это изначально присущие человеку качества, без которых человек и не был бы человеком. Это данность, которая просто есть — и, как бы не хотелось утверждать обратное, страсти — это вполне нормальные обычные человеческие качества.

Однако не будем спорить с религиозными мистиками, и даже возьмем на заметку утверждение о том, что со страстями необходимо бороться. Почему? Потому что порой наши страсти являются источником опасных конфликтов, и мешают человеку быть счастливым.

Подытожим все то, что мы сегодня узнали.

Во-первых, страсть — это эмоция (переживание).

Во-вторых, страсти (эмоции, переживания) — присущие любому человеку качества в силу самой природы человека.

В-третьих, страсть — это неконтролируемая эмоция.

В-четвертых, в основе страстей лежат какие-либо внешние обстоятельства, на которые человек может влиять или, наоборот, влиять не может.

И, наконец, в-пятых, человеку необходимо бороться со своими страстями.